Религия на Европейском севере России

В связи с преобладанием русского населения основная религия в Европейской Севере – православие. При Московско-монастырском этапе колонизации Европейского Севера были воздвигнуты многочисленные церкви и монастыри.

Кижи

Летом из Петрозаводска можно на пароходе добраться до историко-ар­хитектурного музея-заповедника Кижи, который находится на острове в северной части Онежского озера. Раньше здесь существовал комп­лекс деревянных сооружений Киж­ского погоста (так на Руси называ­ли центр селения). В середине XVII в. постройки окружили деревянной стеной со сторожевыми башнями.

Сейчас на острове собраны произведения деревянной архитектуры из разных частей Карелии. Самый ценный памятник — двадцатидвухглавая Преображенская цepковь. Она была построена из прочной сосны в 1714 г., причём без использования гвоздей, а только при помощи топора и долота. Купола церкви расположены в пять ярусов, и величина их в каждом ярусе разная. Это придаёт храму сказочный вид.

В 1764 г. поблизости от Преображенской возвели другую дере­вянную церковь — Покровскую, увенчанную девятью куполами. Ря­дом с ней в 1874 г. построили вы­сокую шатровую колокольню. Церкви и колокольня образуют единый гармоничный ансамбль. Кроме них в Кижах находится несколько ста­ринных крестьянских домов, перевезённых на остров после Великой Отечественной войны. В 50-­80-х гг. сюда были доставлены из разных мест и другие деревянные постройки XIХ — начала ХХ в.: цер­кви, часовни, избы, мельницы, амба­ры, рига, кузница, бани.

Религия на Европейском севере России. Кижи.

Остров Валаам

В северно-западной части Ладожского озера расположен остров Валаам. Он сложен прочными кристаллическими горными породами — древними гранитами и диабазами. Берег­а острова сильно изрезаны бухтами, поблизости много мелких островков — шхер. Не позднее начала XIV в. здесь был основан Валаамский (Спасо-Преображенский) монастырь. Он славился своим строгим ycтaвом и часто использовался в качестве монастырской тюрьмы. В монастыре было хорошо налажено хозяйство — животноводство, садоводство, огородничество, рыбная ловля, кустарные промыслы. До наших дней сохранились постройки начала XVIII- конца XIX в.: Спасо-Преображенский собор, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, Успенская цepковь­, гостиница, конюшенный и водопроводный дома, помещения Белого и Красного скитов.

У острова богатая история. В XII в. он принадлежал Новгород­у, в начале XVII В. его заняли шведы (монастырь раз­рушен ими в 1611 г.). С начала XVIII в. Валаам стал вновь российской территорией; В 1715 г. монастырь был восстановлен. В 1918 г. остров захватили белофинны, и только в 1940 г. он возвратился в состав России. В 1979 г. на Вала­аме создали музей-заповедник, который пользуется большой популярностью у многочисленных туристов.

Религия на Европейском севере России. Валаам.

Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри

Архитектурной жемчужиной Севера считается Кирилло-Белозерский мо­настырь на Вологодчине. Его основатель Кирилл Белозерский (1337-1427) был настоятелем Симонова монастыря в Москве. В 1397 г. он покинул сто­лицу и поселился в землянке на берегу Сиверского озера, положив нача­ло монастырю. Постепенно приют укреплялся, его владения постоянно приращивались лесными, земельными, рыбными угодьями. Вскоре после пожара 1537 г. вместо деревянных укреплений вокруг монастыря поднялись каменные стены и башни Старого города, выдержавшие в 1612-1613 гг. осаду, а позднее (до 1616 г.) и несколько нападений польско-литовских интервентов. В 1653-1682 гг. были возведены грандиозные крепостные стены Нового города, прекрасно сохранившиеся до наших дней. В музее монастыря хранится богатейшая коллекция древнерусских икон. Недалеко от Кирилло-Белозерского находится более скромный по размерам Ферапонтов монастырь, известный фресками знаменитого ико­нописца Дионисия, выполненными в 1500-1502 гг.

Соловецкий монастырь

На острове Соловецкий – одном из группы Соловецких островов в Белом море при входе в Онежскую губу — в начале XV в. мона­хами Кирилло-Белозерского монастыря был основан Спасо-Пре­ображенский (Соловецкий) монастырь. Он быстро расширил свои влaдения и стал важным центром Беломорского края. В XVII в. Со­ловецкий монастырь являлся одним из оплотов cтарообpядчества — движения раскольников, протестовавших против цepковных реформ. Имел он значение и как мощное оборонительное укрепление.

С конца XVI вплоть до начала ХХ в. Соловецкий монастырь яв­лялся местом ссылки противников самодержавия и официального православия. После установления в стране советской власти он сохранял роль крепости, куда ссылали борцов с новым поли­тическим режимом, в том числе деятелей церкви.

В 20-х гг. ХХ в. здесь был организован СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Среди тысяч его заключённых нахо­дился и академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Руками ссыльных и спецпереселенцев осуществлялась индустриализация края в годы первых пятилеток. В 1990 г. Соловецкий монастырь возвра­щён Православной Церкви.

Соловецкий монастырь

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту: