Транспорт Европейского севера России

Республика Карелия

Через территорию республики проходят магистральные пути , железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог — свыше 2000 км.

В ХХ в. лес валили преимущественно зимой. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам — проложенным в снегах дорогам – к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г., долгое время была одноколейной и не могла пропускать много грузов. Только в середине 70-х гг. к ней добавилась вторая колея. В то же время первая шоссейная трасса (Ле­нинград — Мурманск) разрезала густую чащу с юга на север. С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод.

Республика Коми

Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г. железной дороги на Воркуту позволила подключать к единому народнохозяйственному комплексу страны богатейший край (в дальнейшем путь был продлен до Лабытнанги в устье Оби с перспективой развития Полярной магистрали до Норильска и далее). До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км. Проектируется железнодорожная связь от Сыктывкара до Перми через Усть-Кулом и Чердынь. На втором месте — трубопроводный транспорт (по грузообороту на первом); здесь начинаются международный газопровод «Сияние Севера» (от г. Вуктыл) и нефтепровод на Ярославль. На третьем месте водный транспорт (судоходные реки 6,1 тыс. км). Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки.

Архангельская область

Протяженность железных дорог 1,7 тыс. км, стержень сети составляет магистраль на Москву с ответвлениями на Воркуту и на Мурманскую дорогу. Длина судоходных участков рек — 3,8 тыс. км, сплавных путей — свыше 9 тыс. км. Здесь находится пока единственный в России космодром вблизи г. Плесецка.

Важнейшие промышленные центры: Архангельск (здесь сосредоточен комплекс деревообработки , мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии); Северодвинск (250,0) (крупнейшая военно-морская верфь); Котлас (61,2) и соседняя Коряжма (43,1) (ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия). Старейший центр художественных промыслов — Сольвычегодск (4,0) — ныне известен как бальнеологический курорт.

Вологодская область

Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера. Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги (через Волго-Балтийскую систему); судоходные пути — 11 тыс. км. Общая протяженность железнодорожных магистралей (на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале) составляют 739 км; автомобильных дорог — 10 тыс. км, из них важнейшие — на Белозерск-Вытегру и на Великий Устюг. Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой.

Рост промышленного производства, развитие торговли, в том числе и международной, вокруг Скандина­вии по Белому морю, а далее через Архангельск и Вологду потребовали надёжных транспортных путей, прежде вcего водных. Первый 250-метровый канал невдалеке от Вологды был прорыт ещё в 1237г. Сyдoxодныe пути, соединявшие бассейны Cухоны и Волги, прокладывались в эпоху Ивана Грозного. В начале XIX в. была сооружена Тихвинская водная система, связавшая бассейн Волги с Балтикой, а затем вступила в строй более cовершенная Мариинская водная система (ныне Волго-Балтийский водный путь). Более скромная по размерам Северо-Двинская водная система в 1828г. открыла проход между реками Сухона и Шексна.

В 1872 г. рельсы соединили Вологду с Ярославлем (продолжение железной дороги Москва – Ярославль), а в 1905 г. — с Петербургом и Вяткой. После создания надёжной транспортной сети стали возникать крупные предприятия по переработке древесины. На пересечении железной дороги с лесосплавной Сухоной, где сейчас стоит город Сокол, уже в 1900 г. быстро выросли бумажная фабрика и лесопильные заводы.

Мурманская область

Транспорт — один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию. Протяженность автомобильных дорог — около 2 тыс. км. Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана.

В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России. Улов рыбы составляет 14% российского производства, рыбных консервов — 8%.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту: