Поволжье: экономико-географическая характеристика.

В состав Поволжского экономического района входят республики Татария и Калмыкия, Ульяновская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Волгоградская и Астраханская области.

Площадь района составляет более 500 тыс. км2. Особенностью географического положения является стержневое (вдоль Волги) размещение региона. Поволжье находится на юго-востоке европейской части России, имеет приграничное положение и, несмотря на выход к Каспийскому морю на юге, внутриконтинентальное географическое положение. На юго-востоке район выходит к государственной границе России с Казахстаном, являющимся, как и Россия, членом СНГ. На северо-востоке Поволжье граничит с Уральским, на севере — с Волго-Вятским, на северо-западе — с Центральным, на западе — с Центрально-Чернозёмным и на юго-западе — с Северо-Кавказским районом. Через территорию района проходят важнейшие транспортные пути, связывающие Запад и Восток, Центр и Юг России, а Россию — с Казахстаном и государствами Средней Азии. Благодаря этому район имеет безопасное политико-географическое, важное транспортно-географическое и выгодное экономико-географическое положение.

Район, расположенный на древней Русской платформе, покрытой мощным слоем осадочных пород, выделяется крупными запасами нефти — Ромашкинское (Татария) и Мухановское (Самарская область), месторождениями природного газа — Астраханское, серы — Астрахань и Самара, поваренной соли — озеро Эльтон (Волгоградская область) и озеро Баскунчак (Астраханская область), цементного сырья — Вольск (Саратовская область). Поволжье богато рыбными, агроклиматическими, почвенными и гидроэнергетическими ресурсами. Лишь Калмыкия, расположенная на юге Поволжья, находится в области сухого континентального климата (полупустыни) и испытывает нехватку водных ресурсов. В то же время практически вся территория района подвержена периодическим засухам и суховеям.

Население Поволжья насчитывает 15 млн. человек. Средняя плотность населения составляет более 30 человек на 1 км 2. Однако население района размещается неравномерно. Наиболее плотно заселены северные регионы (в Татарии средняя плотность превышает 55 человек на 1 км 2), а на юге плотность значительно снижается (например, в Калмыкии плотность населения равна 4 человекам на 1 км2). Повсеместно наблюдается естественная убыль населения, исключение составляет лишь Калмыкия. В целом в районе преобладают женщины и происходит старение населения. Население района характеризуется сложностью национального и религиозного состава. В Поволжье проживают русские, татары, калмыки, немцы, казахи. Это единственный регион России, в котором проживают представители всех трёх мировых религий — христианства (русские, немцы), ислама (татары, казахи) и буддизма (калмыки). В районе наблюдается высокий уровень урбанизации: 73 % населения Поволжья проживает в городах. В районе три города — миллионера: Самара, Казань и Волгоград. Другими крупнейшими городами Поволжья являются: Саратов, Астрахань, Пенза, Ульяновск, Тольятти, Набережные Челны.

Важнейшими отраслями промышленной специализации в Поволжье являются добывающая промышленность, электроэнергетика, металлургия алюминия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность.

Добывающая промыитенность Поволжья выделяется развитием нефтяной (Татария и Самарская область), газовой (Саратовская и Астраханская области) и горно-химической промыиаенности (Астраханская и Самарская области).

Электроэнергетика — одна из важнейших отраслей хозяйства региона, причём Поволжье выделяется развитием всех видов энергетики и особенно гидроэнергетики. Крупнейшими ГЭС в районе являются Волгоградская и Волжская, ТЭС — Заинская, работают две АЭС — Балаковская и Димитровградская.

Чёрная металлургия Поволжья представлена лишь передельной металлургией (Волгоград) и производством труб (Волжский).

Важное значение имеет металлургия алюминия (Волгоград).

Машиностроение — главная отрасль промышленной специализации района, где выделяется автомобилестроение (около 80% легковых автомобилей, 99% троллейбусов, значительная часть грузовых автомобилей и вездеходов России — Тольятти, Ульяновск, Набережные Челны, Елабуга, Волжский, Энгельс), судостроение (Астрахань, Волгоград, Зеленодольск), самолётостроение (Самара, Казань, Ульяновск, Саратов), часовая промышленность (Пенза), станкостроение (Самара, Саратов), тракторостроение (Волгоград), сельскохозяйственное машиностроение (Сызрань, Котельни-ково, Фролово).

Химическая промыитенностъ выделяется производством полимеров (Самара, Тольятти, Саратов, Балаково, Волгоград, Волжский, Казань, Нижнекамск), переработкой нефти (Самара, Саратов, Волгоград, Новокуйбышевск) и газа (Саратов), а также производством минеральных удобрений (Тольятти и Балаково).

Среди отраслей лёгкой промышленности наибольшее развитие получили текстильная (Камышин) и меховая промыитенностъ (Казань).

Многоотраслевой состав в Поволжье имеет пищевая промышленность: крупяная (Волгоград и Самара), мясная (Казань, Самара, Волгоград), маслобойная (Саратов), кондитерская (Самара), плодоовощная и рыбная (Астрахань).

Оборонная промышленность выделяется развитием авиационной, ракетно-космической и радиоэлектронной техники (Казань, Ульяновск, Самара, Саратов), производством бронетехники (Волгоград) и ядерного оружия (Заречный).

Специализация сельского хозяйства в Поволжье изменяется с севера на юг. Практически всё Среднее Поволжье занимает зерновой район, специализирующийся на молочно-мясном скотоводстве, овцеводстве, свиноводстве и птицеводстве, производстве пшеницы, ржи, проса, сахарной свёклы, подсолнечника, картофеля, горчицы. Отраслями специализации Нижнего Поволжья являются: овцеводство и мясное скотоводство, производство риса, плодовых и бахчевых культур.

В Поволжье развиты все виды транспорта, но особое место играет речной транспорт региона, перевозящий около 1/3 всех грузов. Волга, называемая «главной улицей России» и связанная каналами с другими реками, образует единую глубоководную систему европейской части России. Крупными речными портами являются Казань, Самара, Саратов, Волгоград, а Астрахань, расположенная в дельте Волги является ещё и морским портом. Большая часть сухопутных дорог пересекает район в широтном направлении, связывая Россию с Казахстаном, Центр — с Уралом и Сибирью.

Из Поволжья вывозят: нефть и нефтепродукты, природный газ, соль, электроэнергию, алюминий, легковые и грузовые автомобили, самолёты и вертолёты, станки, приборы, часы, тракторы, каучук, шины, меховые изделия, зерно, крупы, бахчевые культуры, овощные и плодовые консервы, мясные продукты, рыбу, шерсть. Из других регионов России и из-за рубежа в район ввозят: глинозём, уголь, чёрные и цветные металлы, лес, пушнину, ткани, товары народного потребления.

Основными направлениями развития хозяйства Поволжского экономического района должны стать: решение экологических проблем, связанных с загрязнением, воздушного и водного бассейнов, с истощением земельных, почвенных и рыбных ресурсов, строительство новых ирригационных систем, внедрение новейших энергоёмких, но водо- и материалосберегающих производств, внедрение безотходных технологий, развитие транспортного и точного машиностроения, решение проблем конверсии и возрождения ВПК, всестороннее развитие АПК.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту: