Крупные города Европейского севера России — Мурманск

Мурманск (в 1916—1917 — Рома?нов-на-Му?рмане) —административный центр Мурманской области.

Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Крупнейший в мире город, расположенный за северным полярным кругом. Один из крупнейших портов России.

За героическое сопротивление немецким захватчикам в годы Великой Отечественной войны Мурманску присвоено звание Города-героя.

Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 70-х годах XIX века. Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году. Через три года в 1915 году, во время Первой Мировой войны, на правом берегу Кольского залива Баренцева моря был основан мурманский морской порт. Его создание было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Черного и Балтийского морей. Официальной датой основания города считается 4 октября 1916 года. В этот день на невысоком холме, где сейчас располагается Дворец культуры и техники имени Кирова, состоялась торжественная церемония закладки храма в честь «покровителя мореплавателей» Николая Мирликийского. Город стал последним городом основанным в Российской Империи, его назвали Романов-на-Мурмане. Через полгода, 3 апреля 1917, после февральской революции, он принял своё нынешнее название — Мурманск.

В 1917 году после победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе которого встали большевики. Но уже в марте 1918 года с военных судов Антанты, которые ещё до февральской революции отдали якоря в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант: это стало началом интервенции. В 1919 году власть в городе перешла к белогвардейцам, а Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала Колчака. Осенью 1919 года «союзники» были вынуждены эвакуироваться из Мурманска. 21 февраля 1920 года в городе произошло восстание, организованное большевиками, и власть опять перешла к ним.

К началу 1920-х годов Мурманск насчитывал менее двух с половиной тысяч жителей и находился в упадке. Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок. Городской пейзаж составляли две-три улочки одноэтажных домов, перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, брошенные интервентами «чемоданы» — дома из гофрированного железа с полукруглой крышей, приспособленные под жилье железнодорожные вагоны. Город получил прозвище «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья.

В 1920-е годы город стал интенсивно развиваться, и за годы первых пятилеток стал одним из индустриальных центров страны. Мурманск обрёл современный для тех лет флот и его береговую базу, стал промышленным городом. Возводились заводские корпуса, создавалась база индустриального рыболовства. Был создан и набирал силу траловый флот. На месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан рыбный порт, который также стал быстро развиваться, и уже через несколько лет страна стала получать от мурманчан по два миллиона центнеров рыбы ежегодно. Прокладывались улицы с деревянными тротуарами и рядами одно- и двухэтажных рубленых домов. В 1927 году появилось первое многоэтажное здание из кирпича, сохранившееся до наших дней. В 1934 году по Мурманску — от северной окраины до южной части города — пошёл первый маршрутный автобус. Тогда же по железнодорожной магистрали начал курсировать до Ленинграда экспресс «Полярная стрела». В 1939 году впервые в городе началась укладка асфальта на улице Ленинградской.

К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей. В 1920-е—1930-е годы, в связи с территориальным размежеванием, город неоднократно менял свой статус. В 1921 году Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 года — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 года Мурманской области.

В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Немецкие войска стремились захватить город, имеющий стратегическое значение, однако прифронтовой Мурманск более сорока месяцев сдерживал натиск врага с суши и с воздуха. Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера: захватить город и мурманский порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. По расчетам немецкого командования, Мурманск должен быть взят за несколько суток. Дважды — в июле и сентябре — немецкие войска предпринимали генеральное наступление на Мурманск, однако оба наступления провалились. После того, как город отразил наступления, враг атаковал его с воздуха, совершая в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов и сбросив за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершив 792 налета. По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. 7 октября 1944 года советские войска начали в Заполярье знаменитую Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию. Гитлеровцев не спасли мощные, три года возводившиеся, оборонительные укрепления. В результате наступательной операции крупная немецкая группировка была разгромлена менее чем за месяц, восстановлена государственная граница СССР, освобождены от захватчиков не только древняя русская Печенгская земля, но и районы Северной Норвегии.

К концу Великой Отечественной войны город был разрушен практически полностью. Сохранились лишь портовые сооружения и три здания в городе. В ноябре 1945 года по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. На развитие города было выделено 100 миллионов рублей. Город был достаточно быстро восстановлен. В течение первого десятилетия после войны были построены промышленные предприятия, причальные линии, школы, детские сады и ясли, кинотеатры, клубы и Дома культуры, телевизионный комплекс. Высокими темпами велось и жилищное строительство, уже к 1952 году, объём жилой площади в городе достиг довоенного уровня. Еще через десять лет жилой фонд увеличился в три раза, а после ввода в строй домостроительного комбината строители города перешли от кирпичной кладки к индустриальному методу монтажа зданий. В 1963 году Совет Министров СССР принял постановление «О развитии городов Архангельска и Мурманска», во многом предопределившее дальнейшее развитие города. Город сильно вырос в конце 1970-х — начале 80-х годов XX века.

Озера Глубокие

В городе множество озёр (Семеновское, Среднее, Большое, Питьевое, Окуневое, Портянка, Ледовое, Глубокие, Карьерное, безымянные озёра на улице Щербакова, на улице Марата и в Долине Уюта). В черте Мурманска шесть родников и три ручья: Варничный, Трифонов и Фадеев, до индустриализации города в них водилась кумжа и сёмга. В северной части города протекает небольшая река Роста.

Центр Мурманска (площадь «Пять углов»)

Город расположен на сопках, с сильными перепадами высоты, что определяет особенности планировки и застройки. Многие дома, стоящие на склонах, имеют ступенчатый фундамент и переменную этажность. Дома выше шестнадцати этажей в Мурманске не строят — мешают вечная мерзлота и суровый климат, высокие дома были бы неустойчивыми. Самым высоким зданием является шестнадцатиэтажная гостиница «Арктика», считающаяся местной достопримечательностью. Панельные девятиэтажки часто украшены разноцветной мозаикой, на улицах можно найти раскрашенные валуны — так мурманчане борются с цветовым голоданием, ведь зимой в Мурманске основные цвета белый и черный, а зима может длиться почти восемь месяцев. В некоторых микрорайонах до сих пор сохранились бараки.

В советский период город интенсивно развивался и достиг максимальной численности населения в конце 1980-х годов (по данным переписи 1989 года — 472,3 тыс. жителей). В постсоветское время число жителей города сократилось почти на треть, в основном за счет миграции населения в центральные регионы страны. По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года город занял второе место после разрушеного войной Грозного среди городов России с населением от 100 тысяч человек по оттоку населения в 1989—2002 годах.

Основными отраслями промышленности Мурманска являются: рыболовство и рыбопереработка, морской транспорт, судоремонт, морские, железнодорожные и автомобильные перевозки, металлообработка, пищевая промышленность, морская геология, геологоразведочные работы на шельфе арктических морей . Другие крупнейшие предприятия города: единственное в России предприятие, управляющее атомными ледоколами — «Мурманское морское пароходство», «Союз рыбопромышленников Севера», «Мурманский судоремонтный завод Минморфлота», «Севморпуть», «Арктикморнефтегазразведка», научно-производственное предприятие «Моргео» и крупнейший в рыбодобывающей отрасли «Мурманский траловый флот».

Основные виды выпускаемой в городе продукции включают изделия из рыбы, консервы, металлоизделия, промысловое оборудование, тару и упаковочный материал.

Мурманская гавань

Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. В Мурманске начинается Северный морской путь. Мурманский порт состоит из трех частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский. В данный момент наблюдается тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных из-за резкого увеличения экспорта каменного угля из России, для которого Мурманск служит перевалочным пунктом (уголь поставляется в Мурманск по железной дороге и отгружается в порту для транспортировки на экспорт). В то же время значительно уменьшилось поступление рыбы, поскольку её стало выгоднее поставлять на экспорт, а не внутрь страны.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту: