Крупные города Европейского севера России — Архангельск

Архангельск (до 1613 Новохолмого?ры) —административный центр Архангельской области.

Население 351,6 тыс. чел. (2005). Мужчин: 45,0 %, женщин: 55,0 %.

Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км от места впадения её в Белое море.

Территория городского округа «Город Архангельск» составляет 29442 га, также в городе находится административный центр другого муниципального образования области Приморского муниципального района.

Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.

Первые русские поселения на мысе Пур-Наволок, на излучине болотистого правого берега Северной Двины, были основаны новгородцами ещё в XII веке. К тому же времени, по преданию, относится возникновение в этом месте Михайло-Архангельского монастыря, названного так по имени Архангела Михаила. Однако впервые монастырь упоминается в летописи только в 1419 году. Около обители располагались поморские селения Низовской волости — Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие.

В середине XVI века английский моряк Ричард Ченслер открыл путь по Белому морю до Архангельска. С этого времени начинается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого вокруг монастыря уже стояли многочисленные иностранные фактории, а также склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. В связи с угрозой нападения Швеции Иван IV Грозный принимает решение об экстренных мерах по обороне Поморья. 4 марта 1583 года он подписывает указ, предписывавший московским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок построить на мысе Пур-Наволок крепость: «…город делать на том месте и по той мере, по росписи и чертежу, какову есть роспись и чертеж к вам прислали, наспех, теми посошными людьми, которую посоху к тому городовому делу есмя указали…» (C.Ф. Огородников Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. — СПб.: 1890. с.48.).

В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря» («Двинской летописец», запись под 1584 г.):острог с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окруженый рвом с тыном в нем и надолбами перед ним. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под ее стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев. В 1587 г. сюда же были принудительно переселены 130 семей «из Двинских посадов и волостей», образовавших Новохолмогорский посад. 26 марта 1596 г. новый город на Двине впервые был назван Архангельским городом (по находившемуся в нем монастырю), а с 1 августа 1613 г. это название было утверждено в связи с официальным установлением административной самостоятельности, независимости от Холмогор города Архангельска.

С конца 80-х XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. Рост торговли сопровождался и ростом города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу монастырь. Но город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный Двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового имело и важное оборонное значение ввиду вновь назревавшей войны со Швецией. Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек (раскатами). Благодаря этой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку. Активная деятельность международного торгового порта преобразовала во второй половине XVII в. традиционную структуру того древнерусского города, каким Архангельск был в течение первого столетия своего существования. Его центром сделался порт. Прежний город—деревянный острог—оказался как бы отодвинутым в сторону и потерял часть своих административных функций, поскольку приказная изба была выведена из него в «каменный город». Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь — еще ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформаторской церквей. К концу XVII в. и в последующее столетие город продолжал расти вдоль Двины. Таким сложился Архангельск к эпохе Петра I.

Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Петр I впервые прибыл в Архангельск 30 июля 1693 года. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины 18 века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов. 18 сентября 1693 года Петр I собственноручно заложил здесь торговый морской корабль «Св. Павел», а в свой следующий приезд в город, 20 мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Тогда же Петр совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю.

Петр I в третий раз приехал в Архангельск 30 мая 1702 года, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии.

Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове напротив строившейся Новодвинской крепости, чтобы лично руководить строительством крепостных сооружений. 6 августа царь во главе эскадры отбыл к Соловецким островам, а затем к пристани деревни Нюхча. Отсюда гвардейцы вместе с Петром начали легендарный переход к Онежскому озеру. Вырубленная в лесах и вымощенная в болотах дорога, по которой волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата, получила название «Государевой». Поход окончился взятием Нотербурга (Орешка). В 1708 году в числе 8 губерний Российской Империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором назначен двинской воевода П. А. Голицын. Начиная с 1713 года царь Петр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Петр издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск. Число кораблей, приходивших в Архангельск, резко сократилось. Если в 1715 году в порт пришло 230 судов, то в 1724 — уже 19.

В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, все же сохранив более высокую торговую пошлину, но город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. Так, на его верфях под контролем М. П. Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за героическое участие в Наваринском сражении.

В конце XIX — начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пахтусова, Г. Я. Седова. В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск.

Во время интервенции в 1918-19 был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. Освобожден в 1920 частями Красной Армии. В годы войны в город прибывали северные конвои и привозили грузы в рамках ленд-лиза. С основанием в 1916 году на берегу незамерзающего Кольского залива порта Мурманск, куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные мощности, Архангельск как порт потерял свое значение.

Архангельск — крупный научный и промышленный центр северо-запада России — края, богатого природными ресурсами: лесными, рыбными; имеются месторождения алмазов, нефти, бокситов. Здесь сосредоточены предприятия лесоперерабатывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной (Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат), рыбной, микробиологической промышленности, машиностроения.

В городе зарегистрировано 7700 предприятий, 2200 из них крупных и средних. Ведущая роль в промышленности принадлежит лесной отрасли. Лесопромышленным предприятиям принадлежит свыше 40 % общего объёма продукции, производимой в городе. Лес, бумага, картон, целлюлоза, а также рыба до сих пор остаются основой торговли Архангельска с другими регионами России и странами Запада.

Основной поставщик тепло- и электроэнергии — Архангельская ТЭЦ.

Архангельск — культурно-историческая столица Поморья, родина северной культуры, традиций, истории. В городе находятся Поморский государственный университет, Архангельский государственный технический университет, Северный государственный медицинский университет, филиал Государственной морской академии, филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту: